352422, Краснодарский край, Курганинский район, ст. Родниковская, ул.Ленина, 36
Версия для слабовидящих
Главная » Бюджет » Инициативное бюджетирование » Инициативное бюджетирование: вопросы и ответы
Инициативное бюджетирование: вопросы и ответы

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

 

Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных финансов является необходимым условием для обеспечения подотчетности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, повышения эффективности финансовой политики, улучшения инвестиционного климата и качества управления государственными и муниципальными финансами.

Одной из актуальных на сегодня задач является повышение эффективности бюджетных расходов. Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать граждане. Но для этого обязательным условием является предоставление властями открытой, своевременной, содержательной и в то же время понятной информации о бюджете и бюджетном процессе.

В соответствии со статьей 28 главы 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) одним из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности (открытости) бюджета.

В статье 36 Бюджетного кодекса раскрыто понятие принципа прозрачности (открытости), которое означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа муниципального образования, либо между представительным органом муниципального образования и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

В муниципальном образовании Курганинский район принцип прозрачности (открытости) реализован посредством размещения информации о бюджетном процессе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации муниципального образования Курганинский район - https://admkurganinsk.ru/, в разделах «Район/Бюджет», «Район/Бюджет для граждан», «Район/Целевые программы». Кроме того, обеспечивается публикация информации об утвержденных бюджетах и отчетах об их исполнении, другой информации о ходе исполнения бюджета в средствах массовой информации – в газете «Курганинские известия».

Также обеспечивается размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях - https://www.bus.gov.ru.

Деятельность муниципалитета по размещению информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации будет осуществляться, начиная с 1 января 2020 года (Приказ Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243 н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации»).

Начиная с 2010 года в Российской Федерации осуществляется масштабная реформа системы управления общественными финансами, одним из ключевых направлений которой является повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.

Благодаря реализованным за последние годы мерам обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.

При этом создана надежная основа для следующего шага в рамках проводимой работы по повышению эффективности бюджетных расходов, который, как и все предыдущие, будет реализован, в том числе с использованием передового международного опыта.

В современных условиях на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы привлечения жителей территории к местному самоуправлению и бюджетному планированию. Но также остро встает вопрос о том, как получить от граждан идеи для развития территории и вовлечь их в процесс принятия решений.

В настоящее время проведение бюджетной политики на региональном и муниципальном уровнях является прерогативой исполнительной и законодательной власти. Непосредственное влияние граждан на бюджетный процесс, как правило, ограничивается публичными слушаниями бюджета. Это свидетельствует о том, что доступность бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых показателей не всегда дает возможность оценить, как формируется бюджет, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков.

Изменить ситуацию можно путем вовлечения населения в бюджетный процесс, поскольку такой подход обеспечивает самое эффективное расходование бюджетных средств. При этом увеличивается сопричастность людей к делам по обустройству среды своего обитания. Интересно, что в практике муниципального управления в различных городах мира уже более 30 лет существует процедура, которая называется "инициативное бюджетирование" (иногда - партиципаторное от английского participate - принимать участие), то есть планирование бюджета с участием граждан в распределении части расходных статей муниципального образования.

В современной экономической науке разнообразие практик и названий проектов инициативного бюджетирования требует систематизации понятий. В настоящее время не существует единого и признаваемого всеми научного определения термина "инициативное бюджетирование", но для того, чтобы отличить инициативную процедуру от любой другой, необходимо ввести определение этого понятия.

По мнению руководителя Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов Российской Федерации В.В. Вагина, инициативное бюджетирование - это широкое понятие, которое можно назвать не только элементом государственной политики, но и фундаментом прозрачной бюджетной системы. Для более четкого определения термина необходимо добавить несколько критериев:

- обязательность целеполагания в бюджетном процессе, поскольку при инициативном бюджетировании, процесс участия всегда основан на том, как использовать ограниченный бюджет для достижения определенных целей;

- необходимость реализации на уровне городского округа (или муниципального района) с возможностью самостоятельно распоряжаться ресурсами;

- ежегодная повторяемость процесса, так как единичная встреча или даже референдум по финансовым вопросам не является примером инициативного бюджетирования;

- необходимость ответственности обеих сторон за принимаемые решения, поскольку граждане часто не имеют обратной связи по поводу их инициатив.

 

И так, что такое инициативное бюджетирование?

Инициативное бюджетирование – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.

Наряду с этим, инициативное бюджетирование – это механизм определения приоритетов в расходовании бюджетных средств, с участием инициативных групп граждан.

 

С чего начинается инициативное бюджетирование?

Инициативное бюджетирование - это российская версия широко известного за рубежом партиципаторного бюджетирования, которое появилось в конце 1980-х гг. в Бразилии.

Появление практики партиципаторного бюджетирования было связано с необходимостью совместной работы граждан и представителей власти в решении городских проблем. Возникновение партиципаторного бюджетирования стало возможным благодаря сочетанию таких факторов, как политическая воля новой власти, ее стремление к демократизации и наличие поддержки снизу, со стороны граждан, желающих изменить ситуацию в своих поселениях.

Первый крупный эксперимент по партиципаторному бюджетированию был реализован в городе-миллионнике Порту-Алегри, столице самого южного штата Бразилии Риу-Гранди-ду-Сул. Именно этот важнейший административный центр региона и принято считать отправной точкой истории партиципаторного бюджетирования. В Порту- Алегри треть населения жила в трущобах и имела ограниченный доступ к чистой воде, канализации, больницам и школам. На преодоление именно этих острых проблем были направлены реформы, начатые в 1989 г., и партиципаторное бюджетирование стало одним из механизмов их реализации.

В 1989-2004 гг. практика партиципаторного бюджетирования в достаточной мере закрепилась.

Поскольку опыт г. Порту-Алегри оказался успешным, он начал тиражироваться. Сначала это происходило внутри Бразилии, затем было перенесено в другие страны Латинской Америки. В 1996 г. на конференции в Стамбуле партиципаторное бюджетирование получило признание на международном уровне, как одна из лучших социальных практик. В последующие годы практика активно распространялась по разным странам.

 

Что такое практика инициативного бюджетирования?

Практика инициативного бюджетирования – это реализуемая в рамках одного региона Российской Федерации программа, направленная на вовлечение граждан в бюджетный процесс и участие граждан в бюджетных решениях.

Наиболее известными практиками инициативного бюджетирования в России являются: Программа поддержки местных инициатив Всемирного банка, Партиципаторное бюджетирование (Европейский Университет совместно с Комитетом гражданских инициатив), «Народный бюджет» и «Народная инициатива» в различных регионах РФ.

 

Наименование практики

 

Регионы России, в которых реализуется практика

Отличительные черты  реализуемых практик

Программа поддержки местных инициатив

Ставропольский край, Кировская, Тверская, Нижегородская области, Республика Башкортостан, Хабаровский край, Республика Северная Осетия ~ Алания, Еврейская автономная область

Участие граждан в выборе приоритетных проектов, в реализации и контроле за проектами, софинансирование.

Партиципаторное бюджетирование

Ленинградская, Вологодская, Кировская области

Данная практика не предполагает софинасирования проектов гражданами. Участники бюджетных комиссий, отобранные жребием из числа заинтересованных граждан, обсуждают, какие именно решения нуждаются в первоочередной реализации.

«Народный бюджет» и «народная(ые) инициатива(ы)»

Тульская, Иркутская, Тамбовская области

Проектами были охвачены сельские поселения, рабочие поселки и поселки городского типа. Были созданы общественные советы. Все без исключения муниципальные образования финансировались из расчета усредненного объема средств для поселений. На сайтах муниципалитетов осуществлялся мониторинг реализации проектов.

В настоящее время в России идет активный поиск новых практик инициативного бюджетирования. В первую очередь, практик вовлечения городских жителей в инициативное бюджетирование.

 

Каков алгоритм инициативного бюджетирования?

В самом общем виде алгоритм предполагает следующие этапы:

  1. По решению регионального органа государственной власти определяется сумма бюджетных средств на программу инициативного бюджетирования.
  2. Определяется дизайн практики инициативного бюджетирования, её календарный цикл, принимаются соответствующие распоряжения, положения и постановления. В редких случаях вносятся изменения в региональное законодательство.
  3. Организуются публичные обсуждения, на которых граждане формулируют и обсуждают идеи по решению наиболее злободневных для них проблем. На этих обсуждениях граждане обмениваются мнениями, формулируют свои и знакомятся с другими предложениями. Важно, чтобы на обсуждениях каждый имел возможность высказать свое мнение о приоритетах расходования средств. Затем при участии консультанта происходит отсев тех идей, которые не соответствуют формальным критериям (минимальная и максимальная стоимость реализации проекта, вопросы собственности, полномочий). Далее проходит голосование, на котором граждане выбирают самые важные идеи.
  4. Инициативные группы при поддержке консультантов

и представителей муниципальной власти прорабатывают идеи, за которые было отдано наибольшее число голосов, и готовят проектную документацию по ним.

  1. На реализацию проектов выделяется финансирование.

В некоторых практиках инициативного бюджетирования предусмотрен конкурс: финансирование получают не все выдвинутые гражданами проекты, а только те, которые набирают наибольшее количество баллов согласно сформулированным критериям. Еще одна особенность - софинансирование гражданами проектов, размер которого определяется самими гражданами на том же собрании.

  1. В рамках стандартной процедуры госзакупок выбираются подрядчики, ответственные за практическое воплощение проектов.
  2. Проекты реализуются под контролем граждан.

 

Кто реализует проекты инициативного бюджетирования?

Граждане, выбравшие проект инициативного бюджетирования и участвующие в его разработке, также активно участвуют в контроле над реализацией проекта. В соответствии с федеральными законами о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц возможность участвовать в конкурсе предоставлено широкому кругу лиц. Участник, набравший большинство баллов и, как правило, предложивший наименьшую сумму для выполнения контракта, приступает к работе в соответствии с календарным планом работ.

Таким образом, реализацией работ в рамках проектов ИБ занимается победитель официального конкурса, проведенного в соответствии с нормами федерального законодательства.

 

Какая доля местного бюджета распределяется через механизм инициативного бюджетирования?

В городе Порту-Алегри в отдельные годы с помощью практик инициативного бюджетирования распределялось до 40% бюджета города. В среднем ежегодно на проекты партиципаторного бюджетирования выделяется не меньше 10%.

В России региональные практики инициативного бюджетирования редко где превышают 1% от общего объема бюджетных расходов. Большинство проектов реализуется на основе решений и участия граждан.

 

В России давно применяются практики общественного участия. В чем отличия ИБ?

Помимо программ инициативного бюджетирования, реализуемых в ряде субъектов РФ с 2007 г., вовлечение граждан в бюджетный процесс чаще всего происходит в рамках региональных программ «Бюджетов для граждан», публичных слушаний, территориального общественного самоуправления, практики самообложения граждан.

Указанные практики имеют собственные цели, задачи, сферу применения, законодательное регулирование, но не могут быть отнесены к инициативному бюджетированию, даже если содержат его отдельные черты: обсуждение бюджетных вопросов, участие представителей власти, серийный процесс реализации, публичное обсуждение с участием граждан, организация публичной отчетности, софинансирование, участие граждан в реализации проектов и встроенность в бюджетный процесс.

 

Наименование практики

Характеристика

Сравнение с инициативным бюджетированием

Самооблажение граждан

Практика добровольного участия населения в расходах на местные хозяйственные нужды. Как правило, процедура инициируется органами местного самоуправления.

Решение о введении платежа принимается на референдуме или сходе, носит разовый характер и подлежит обязательному исполнению на всей территории соответствующего муниципального образования. Средства самообложения поступают в муниципальный бюджет в форме безвозмездных платежей граждан. Размер платежей устанавливается равным для всех жителей, но для отдельных категорий граждан он может быть уменьшен. В ситуации нехватки собственных доходов практика используется для выполнения полномочий органов местного самоуправления по поддержке объектов критически важной инфраструктуры поселений.

Распространению практики препятствует несовершенство процедуры принятия решения о введении самообложения: высокие административные издержки, уравнение размера платежа, исключение граждан из процесса формулирования вопроса референдума, софинансирование решения локальной проблемы отдельного населенного пункта всеми жителями муниципального образования.

Инициативное бюджетирование предлагает более эффективный механизм: жители сами формулируют актуальную повестку, участвуют в проектировании решений, контролируют конкурсные процедуры и ход практической реализации проектов, позволяет определить приоритеты расходования бюджетных средств, уже предусмотренных на региональном и местном уровне, для решения проблем местного значения, но также и стимулирует жителей помогать делами или деньгами.

Публичные слушания

Практика публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и других общественно значимых вопросов (проект местного бюджета и отчет о его исполнении, решения в области градостроительной деятельности). Это целый комплекс мероприятий, направленных на информирование, организацию общественного обсуждения, также предусматривающий обобщение публикаций СМИ, предложений и замечаний жителей, обмен мнениями, консультации экспертов, проведение собраний.

В отличие от инициативного бюджетирования, создающего реальные возможности для практической реализации собственных инициатив граждан, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер в отношении уже готовых проектов и планов развития, выносимых на обсуждение властями.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Социальная практика самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения.

Проблемы, характерные для института ТОС: неравномерное развитие ТОС в муниципальных районах и городских округах, отсутствие инициативы граждан, низкая ресурсная обеспеченность органов ТОС, дефицит знаний и информированности участников движения, отсутствие федеральной господдержки.  Деятельность ТОС ограничена вопросами местного значения, но потенциал практики может быть существенно увеличен и стать мощным ресурсом социально-экономического развития поселений. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям членов территориальных сообществ, мотивации участвовать в ТОС.

Создание возможности участия ТОС в программах инициативного бюджетирования может стать одной из форм финансирования деятельности ТОС.  В практиках инициативного бюджетирования механизм ТОС позволяет выдвигать инициативы, организовывать процедуры обсуждения, контролировать ход выполнения проектов и таким образом добиваться решения местных проблем.

 

Зачем нужно ИБ, если есть местное самоуправление?

Все существующие на сегодняшний день практики инициативного бюджетирования регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ.

По большому счету, инициативное бюджетирование сегодня - одна из технологий, способствующих развитию местного самоуправления. Зачастую средства, мобилизуемые на проекты инициативного бюджетирования, являются единственными средствами бюджета развития сельских поселений.

 

Где можно найти больше информации об ИБ?

Есть несколько каналов получения информации о российском и международном опыте инициативного бюджетирования (https://budget4me.ru ).

В разделе «Школа ИБ» Вы найдёте ссылки на полезные теоретические и практические материалы по этой теме.

 

Использованная литература:

  1. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие/В. В. Вагин, Е. А. Тимохина, и соавт. - Москва: 2017. - 46 с.
  2. Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования: А.С. Чулков, к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов,Кубанский государственный университет, Краснодар, РФ. Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 11, июнь 2017 г., с. 14-23.
  3. "Новые механизмы для решения привычных проблем" (интервью В.В. Вагиным, директором Центра инициативного бюджетирования): Журнал "Бюджет", N 4, апрель 2017 г., с. 51-53.
Дата создания: 24-11-2020
Администрация Родниковского сельского поселения Курганинского района
Адрес: 352422, Краснодарский край, Курганинский район, ст. Родниковская, ул.Ленина, 36
Телефон: 8 (86147) 64148
    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: