Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики и роста благосостояния, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической опасностью. Растёт число промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляется экологическая обстановка. Продолжают наносить большой ущерб опасные природные явления и стихийные бедствия.
Катастрофа на ЧАЭС (апрель 1986 год), гибель теплохода «Адмирал Нахимов» (Новороссийск – август 1986 год) и землетрясение в Армении (Спитак – декабрь 1988 год) показали неспособность системы ГО СССР успешно решать задачи защиты населения и ведения аварийно-спасательных работ в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Исходя из этого, ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным Постановлением от 31.07.87 года принимают решение о перестройке системы ГО СССР, возложив на неё дополнительно решение задач защиты населения и ведения аварийно-спасательных работ в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1. Основные положения Конституции Российской Федерации и требования федеральных законов, законов Краснодарского края и других нормативных и правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
27 декабря 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР № 606 образован «Российский корпус спасателей» на правах Государственного
комитета РСФСР.
Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 30.07.91 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
Указом Президента РФ № 305 от 18.11.1991 года «О государственном комитете по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф» Гражданская оборона РФ преобразовывается по следующим направлениям:
– гражданская оборона РФ выводится из подчинения МО СССР, при этом создается на правах министерства Государственный Комитет по делам ГО, ЧС и ЛПСБ;
– войска ГО выведены из состава вооруженных сил и переданы в подчинение Государственному Комитету по делам ГО, ЧС и ЛПСБ;
– на Государственный Комитет по делам ГО, ЧС и ЛПСБ возлагаются задачи по защите населения, как в военное, так и в мирное время.
10 января 1994 г. Государственный Комитет по делам ГО, ЧС и ЛПСБ Указом Президента РФ № 66 переведен в статус Министерства Российской Федерации.
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. При этом обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Для осуществления вышесказанного любой гражданин Российской Федерации имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами.
Однако в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.
21 декабря 1994 год принят Федеральный Закон за № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим Законом оговорены цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации. Также определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
– мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
– планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
– объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средства-ми организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.2, ст.11, 68-ФЗ):
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования … .
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий (ст.14, 68-ФЗ), организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством РФ;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право (ст.18, 68-ФЗ):
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
– в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
– на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…
Граждане Российской Федерации обязаны (ст.18, 68-ФЗ):
– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
– изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
– выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
– при необходимости оказывать содействие в проведении АСДНР.
Законодательным собранием Краснодарского края принят 13 06.98 года закон за № 135-КЗ «О защите населения и территории Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определена федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указывается:
Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Невыполнение… обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций,
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.
Принятый 27 июля 2003 года закон Краснодарского края № 608 «Об административных правонарушениях» определяет…
Статья 2.6. Неправомерный отказ, уклонение от рассмотрения, либо нарушение сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц
Неправомерный отказ или уклонение от рассмотрения обращений физических и юридических лиц, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, совершенные должностным лицом,
– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двухсот до двух тысяч рублей.
Статья 2.7. Неисполнение в установленный срок законного решения комиссии по чрезвычайным ситуациям
1. Неисполнение в установленный срок законного решения комиссии по чрезвычайным ситуациям
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, совершенные в условиях стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельствах на территории края
– влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тысячи до тысячи пятисот рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В свете требований Федерального Закона № 68 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, основными из которых являются:
– № 794 от 30.12.2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этим Постановлением вводится Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в котором определяются структура и задачи РСЧС.
– № 547 от 04.09.2003 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Данным Постановлением определен порядок и задачи подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
– № 1007 от 08.11.2013 года «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этим Постановлением определен состав сил и средств РСЧС, а также утвержден перечень сил постоянной готовности федерального уровня.
В свете требований краевого закона от 13 06.98 года № 135-КЗ «О защите населения и территории Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят ряд постановлений главы администрации Краснодарского края, одним из которых является:
– № 1007 от 02.11.2005 года «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края».
22 августа 1995 году принят Федеральный Закон за № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этим Законом определен порядок создания аварийно-спасательных формирований, оговорены права и обязанности спасателей, а также констатировано, что «граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, как и на профессиональных спасателей».
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана для выполнения следующих задач:
– разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– прогнозирование и оценка последствий от чрезвычайных ситуаций;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» единая система (РСЧС) состоит (по специфики решаемых задач) из функциональных и территориальных подсистем, действует (по масштабу решаемых задач) на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти (согласно приложению к Постановлению Правительства) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На каждом уровне единой системы (и в частности на предприятии, в организации или учреждении независимо от их организационно-правовых форм собственности) создаются
= координационные органы,
= постоянно действующие органы управления,
= органы повседневного управления,
= силы и средства,
= резервы финансовых и материальных ресурсов,
= системы связи и оповещения органов управления и сил РСЧС,
= системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,
= системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
3. Структура объектового звена территориальной (функциональной) подсистемы РСЧС
Координационный орган – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (КЧС ПБ) возглавляется руководителями организаций или их заместителями.
Постоянно действующий орган управления – структурные подразделения или работники (специалисты по делам ГО и ЧС) организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями или инструкциями о них.
Орган повседневного управления – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
К силам РСЧС относятся специально подготовленные формирования организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав и структуру сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (формирований) определяют создающие их организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов организаций создаются и используются для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль создания, хранения, использования и восполнения устанавливаются создающим их органом.
Системы связи и оповещения, представляющие собой организационно-техническое объединение средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения, создаются для осуществления управления единой системой в различных режимах функционирования РСЧС.
Информационное обеспечение должно обеспечивать обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации о чрезвычайных ситуациях.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», планов действий органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей, установленной Правительством Российской Федерации, классификацией чрезвычайных ситуаций:
– локальной – силами и средствами организации;
– муниципальной – силами и средствами органа местного самоуправления;
– межмуниципальной – силами и средствами органа местного самоуправления и органа исполнительной власти субъекта РФ;При недостаточности указанных сил и средств привлекаются, в установленном порядке, силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.